Когда нужна страховка на прицеп к легковому автомобилю

Прицеп является транспортным средством. Физическое лицо не обязано оформлять страховку на прицеп, если использует автомобиль в личных целях, а не коммерческих. А вот юрлица должны ставить отметку об использовании прицепа как для легковых, так и грузовых автомобилей.

На какой транспорт необходимо оформлять ОСАГО

В 40-ФЗ нет четкого перечня ТС, которые надлежит обязательно страховать в рамках ОСАГО. Законодатель пошел от обратного: установил перечень автотранспорта, владельцы которого не должны страховать свою автогражданскую ответственность. Освобождены от такой обязанности собственники следующих видов ТС:

  • военный транспорт;
  • по техническим характеристикам не допускаемый к участию в дорожном движении;
  • зарубежный, если ответственность застрахована в рамках международных систем;
  • с максимумом скорости до 20 км/ч;
  • прицепов к легковым авто физических лиц;
  • без колесных движителей.

Прицеп расценивается как отдельное ТС, крепящееся к машине. Но у него отсутствует собственный двигатель. Целевое предназначение — грузоперевозка посредством присоединения к авто. Они бывают 3 разновидностей:

  1. Собственно прицепы.
  2. Полуприцепы.
  3. Роспуски.

Несмотря на их техническую классификацию, с точки зрения ПДД, перечисленные категории относят к обычным прицепам.

В 2022 г. подлежат автострахованию следующие категории прицепных устройств:

  • превышающие весом 3,5 т;
  • принадлежащие предприятиям;
  • эксплуатируемые в коммерческих целях.

Для грузовиков

Без страховки, помимо легковых авто, запрещено эксплуатировать:

  1. Тракторы, самоходные дорожно-строительные и другие подобные машины.
  2. Автобусы любой пассажирской вместимости.
  3. Грузовики любой грузоподъемности.
  4. Троллейбусы, трамваи.

Прицепы к грузовым машинам в обязательном порядке страхуются, однако делается это не отдельно, а вместе со страхованием основного авто путем фиксации специальной отметки, что ТС используется вместе с прицепным устройством. То есть страховать прицеп к грузовым автомобилям отдельно не потребуется.

Если полис оформлен до покупки прицепного устройства, надо сообщить страховщику о внесении изменений в страховку. Это делается бесплатно. Если автостраховка электронная, то после редактирования на e-mail вышлют обновленный бланк с соответствующей отметкой.

Для легковых авто

Обязательно приобретается автостраховка и для легковых авто физических и юридических лиц, в том числе используемых в качестве такси. Прицепные устройства юрлиц и ИП страхуются вместе с транспортом, к которому они крепятся. Страховать прицеп легковушек в этом случае надо по обозначенному выше алгоритму.

ОСАГО на прицеп не приобретается отдельно, а выступает в качестве отметки в страховке на основной автотранспорт. То есть страховку на прицеп к легковому автомобилю физлица приобретать вообще не нужно.

Цена автостраховки

Специальный коэффициент для обозначения наличия страхования прицепного устройства, который был ранее (Кпр), отсутствует, поэтому напрямую наличие полуприцепа сейчас никак не влияет на конечную стоимость страховки.

Стоимость страхового полиса ОСАГО с прицепом рассчитывается с помощью тех же коэффициентов, что и без него. Расчет производится по формуле:

ТБ Х КБМ Х КВС Х КО Х КС Х КТ Х КМ, где:

  • ТБ — базовый тариф;
  • КБМ — коэффициент бонус-малус;
  • КВС — возраст-стаж;
  • КО — ограниченный или неограниченный полис;
  • КС — коэффициент сезонности;
  • КТ — регион регистрации авто;
  • КМ — мощность машины.

Кому надо оформлять диагностическую карту

С 30 декабря 2021 г. прохождение ТО в России для легковых машин и мототранспорта, принадлежащих физлицам, добровольное. Обязательный ТО в 2022 г. проходят владельцы легковых авто, мотоциклов старше 4 лет при их постановке на регистрационный учет, совершении регистрационных действий, связанных со сменой автовладельца или в случае регистрации конструктивных изменений. ТО обязателен также для такси, коммерческого транспорта, автобусов и грузовиков.

Использование прицепной конструкции на необходимость ТО тоже влияет. Проходить его и получать диагностическую карту не надо, только если прицепное устройство принадлежит физлицу и его масса не превышает 3,5 т.

Что касается процедуры оформления автогражданки, то диагностическая карта не входит в перечень обязательной документации для заключения страхового договора.

Оформление ДТП при наличии прицепа

Протоколирование аварии стандартное. Но так как прицеп признается отдельным транспортным средством по правилам автострахования, то упрощенный порядок оформления ДТП здесь исключен. В описании ТС, участвующего в ДТП, указывается, что одно из них или оба были в момент столкновения с прицепом. Если вред имуществу пострадавшего был причинен прицепным устройством в составе автопоезда, то следует учитывать, что в движение данный прицеп приводится тягачом, поэтому ответственным за причиненный вред будет собственник тягача.

Для получения страхового возмещения в обычном порядке необходимо, чтобы была оформлена страховка на прицеп, то есть поставлена соответствующая отметка в бланке: «транспортное средство используется с прицепом» — отдельный пункт в страховке. В противном случае возможность получения компенсации усложняется. А у СК при отсутствии правильно оформленного полиса появляется право регрессных требований.

Смоделируем некоторые аварийные вариации:

  • если ДТП произошло с легковой машиной, используемой физлицом в личных целях, то регресс выставлен не будет;
  • если авария произошла с участием грузовика, страховое предприятие сможет предъявить регресс. При этом конкретизация роли прицепного устройства в дорожном столкновении значения не имеет. Регрессные требования уместны даже если он не задел чужое авто. То есть отсутствие указанной отметки в страховом бланке уже становится поводом для взыскания средств.

Таким образом, страховать автоприцеп в большинстве случаев нужно, но делается это не путем отдельного приобретения страховки, а посредством соответствующей отметки в обычном полисе ОСАГО.

Резюме:
  1. В 2022 г. страховать прицеп не надо только на легковые авто граждан, использующих машины в личных целях.
  2. Прицеп не страхуется отдельно от основного автомобиля: в страховке просто ставится соответствующая отметка об использовании ТС с прицепом.
  3. ДТП с прицепом оформляется так же, как и обычная авария.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
РСА ОСАГО КБМ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: