Законодательство об автостраховании неоднократно редактировалось, в том числе корректировался перечень обязательных документов для оформления автогражданки. Проходить техосмотр необязательно для легковых автомобилей, используемых в личных целях, выпущенных не более 4-х лет назад.
Что представляет собой диагностическая карта
Диагностическая карта (ДК) — это документ, отображающий прохождение автомобилем технического осмотра. Он подтверждает, что машина технически исправна и пригодна для движения по российским автодорогам. Его выдают по результатам прохождения ТО в одном из аккредитованных пунктов ТО (ПТО).
В 2022 г. ДК оформляются только в электронном виде. Соответствующие сведения консолидируются в информационной базе ЕАИСТО. То есть получить бумажный техосмотр на автомобиль в стандартном варианте не получится.
Для чего требуется диагностическая карта
С 30.12.2021 г. прохождение ТО для легковушек и мототранспорта, принадлежащих физлицам, добровольное в соответствии с п. 7–9 ст. 15 №170-ФЗ. Это относится к личным легковым автомобилям и мотоциклам. Их собственникам не надо получать ДК, во всяком случае для эксплуатации транспорта в России. Однако они могут проходить ТО на добровольной основе.
Соответствующая обязанность осталась у владельцев легковых авто или мотоциклов старше 4 лет при:
- Постановке на учет.
- Регистрационных процедурах, опосредованных сменой автовладельца.
- Регистрации конструкционных изменений.
ТО остался обязательным для такси, коммерческого, грузового транспорта, автобусов.
Также наличие актуальной ДК необходимо для выезда за пределы РФ, с высоким вероятности в таможенном пункте зарубежного государства ее запросят.
Порядок прохождения техосмотра
С 1.09.2022 г. действует ПП РФ № 306 от 9.03.2022 г., по которому в процедуру ТО внесены изменения, уменьшившие количество системных проверок с 82 до 55.
Урезаны такие параметры диагностирования:
- Коррозия частей тормозной системы.
- Повреждения тормозных трубопроводов.
- Места установки регистрационного госзнака.
- Шумовой уровень выпускной системы. Отменена необходимость измерения автомобильного шума.
- Течь масла и прочих жидкостей из мотора, мостов, трансмиссии, аккумулятора.
- Аптечка, знак аварийной остановки, огнетушитель.
- Способность стеклоомывателя подавать жидкость на лобовое стекло.
- Функционирование противоугонного устройства.
- Остаточная глубина протектора.
Введены и новые пункты проверки. С 1.09.2022 г. при диагностике двигателя проверяют «воздушный подсос» (герметичность впускного коллектора) и протечку выхлопных газов вне «выпускной системы» (в том числе коллектора, нейтрализатора, глушителя).
Как подготовится к техосмотру
Перед прохождением ТО стоит придерживаться следующих рекомендаций:
- На наличие автотюнинга и незафиксированных конструктивных изменений техэксперты все так же обращают внимание, поэтому перед ТО рекомендуют возвратить комплектацию и внешний вид авто к первоначальному состоянию.
- Возрастную машину лучше подготовить к осмотру. Имеющиеся неполадки устраняют, а не маскируют.
- До поездки на контрольный ТО можно обратиться в крупный техцентр для комплексной проверки авто.
Как проходит техосмотр
В ходе ТО исследуются на техническую исправность:
- Состояние кузова.
- Тормозная система.
- Рулевые механизмы.
- Оптика.
- Стеклоочиститель.
- Колеса.
- Двигатель.
- Остекление и зеркала.
- Фиксаторы, замки.
Технический нюанс прохождения: надо сфотографировать машину в пункте осмотра (на въезде и выезде с геолокацией) и зарегистрировать фото в ЕАИСТО. На фотографии фиксируют время и место проведения ТО. Первый фотоснимок делают после въезда авто на первый пост, второй — по итогу процедуры перед заключительным формированием ДК. В кадр должна попасть диагностируемая машина таким образом, чтобы она отождествлялась и считывались номера.
По итогу в ЕИАСТО вносится запись технической исправности авто о успешно пройденном ТО или автовладельцу указывают на наличие выявленных неисправностей. В этом случае придется их устранить и пройти ТО заново.
Сколько стоит получить диагностическую карту для ОСАГО — зависит от региона. Каждый субъект РФ самостоятельно устанавливает ценовые планки на такие услуги. Расценки варьируются в среднем от 500 до 2 000 рублей.
Что выдают после прохождения техосмотра
В 2022 г., как уже было указано, ранее выданные сведения о пройденных ТО заносят непосредственно в ЕАИСТО в онлайн-режиме. На руки автовладелец ничего не получает.
Доступ к ЕАИСТО имеют автовладельцы, страховщики и правоохранительные органы. По заявлению владельца можно получить диагностическую карту, оформленную в электронном виде, на руки в бумажном варианте. Сделать диагностическую карту на автомобиль можно в любом аккредитованном ПТО.
Период действия технической карты для ОСАГО
Важно! Сразу стоит отметить: в 2022 г. ДК исключена из перечня обязательных документов при заключения договора автострахования. То есть сейчас нет необходимости пройти техосмотр для осаго.
Действие ТО зависит от категории ТС и его возраста:
- 2 года для легковушек старше 4 лет, но моложе 10 лет.
- 1 год, если легковушки старше 10 лет, а также такси, автобусы и грузовики, если они моложе 5 лет.
- 6 месяцев для такси, автобусов и грузовиков старше 5 лет.
Следовательно, первый техосмотр на новый автомобиль проводят в соответствии с указанной возрастной диаграммой не ранее чем по истечении 4 лет с момента изготовления авто, а не после покупки. Кроме того, этот перечень показывает, когда надо проходить техосмотр в обязательном порядке. Когда же возникает желание проходить техосмотр автомобиля добровольно, то никаких сроков не существует. Это допустимо сделать в любое время.
Как проверяют действительность диагностической карты для ОСАГО
Подлинность ДК проверяют по официальной базе ЕАИСТО ГИБДД, посредством поиска сведений о ТО для ТС по одному из реквизитов: регистрационный госзнак автомобиля, VIN-номер, нумерация кузова, рамы или самой ДК. То есть, если нужно пройти пройти технический осмотр для легкового автомобиля, то сразу же по его окончании можно ознакомиться с результатами диагностирования в онлайн-формате.
Периодичность прохождения технического осмотра автомобиля
ТО проводят по графику, в зависимости от типа ТС и его целевого предназначения. Сегодня периодичность прохождения ТО по транспортным классификациям представлена так:
Санкция за отсутствие технического осмотра
С 1.03.2022 г. штраф за езду без ДК, подтверждающей своевременное прохождение ТО — 2 000 рублей — ч. 1.1 ст. 12.5 КоАП. Фиксируют такие правонарушения ежесуточно, помимо работников ГИБДД, камеры, работающие в автоматическом формате. Когда речь идет о юрлицах, то по ч. 1 ст. 12.31 КоАП штрафы за допуск на линию автотранспорта, не прошедшего ТО, влечет штрафование должностного лица, ответственного за техсостояние и эксплуатацию ТС, на сумму 500 рублей; юрлиц — на 50 000 рублей.
Эти санкции сегодня относятся к таким транспортным разновидностям:
- Коммерческим ТС (такси, автобусам, грузовикам).
- Автотранспорту, принадлежащему юрлицам.
- Личному автотранспорту, используемому в рабочих поездках.
- Личному автотранспорту при перерегистрации авто, если его возраст свыше 4 лет.
- При внесении конструкционных изменений в машины (к примеру, после автотюнинга).
Согласно практике, при обнаружении отсутствия ДК в пакете документации для регистрационных операций отказывают в регистрации, а штрафуют редко.
Кроме того, при остановке для проверки документации, если сотрудник ГИБДД засомневается в исправности ТС, он вправе, при наличии необходимых средств диагностирования, исследовать машину, и при выявлении неисправности запретить ее эксплуатировать, пока выявленный дефект не устранят. Присутствие же не просроченной ДК поможет избежать подобных процедур.
Что касается ответственности в рамках автострахования, то получать диагностическую карту для получения ОСАГО нет необходимости, следовательно и наказать за отсутствие ДК при страховании не могут.
Несмотря на то, что ТО в отдельных ситуациях стал необязательным, это не освобождает автовладельцев от ответственности и обязательств поддерживать автотранспорт в исправном техническом состоянии. По п. 2.3.1 ПДД, водитель обязан до выезда проверить и по ходу движения обеспечивать исправное техническое состояние ТС. Поэтому рекомендовано своевременно обращаться в технические центры для диагностики и ремонта машины.
- ТО обязательно периодически проходят грузовики, автобусы, такси и прочий коммерческий транспорт.
- В 2022 г. отменено обязательство проходить ТО для легкового и мототранспорта личного пользования.
- В 2022 г. нет законодательно установленного обязательства проходить ТО для оформления ОСАГО.