С 2013 г. заработала Автоматизированная информационная система (АИС), созданная для Российского союза автостраховщиков (РСА). В базе данных собраны сведения о страхователях ОСАГО. С 2014 г. страховые компании начали активно использовать историю аварийности/безаварийности водителей (КБМ). Это помогает агентам продавать полисы со скидкой или наценкой. Но иногда личный рейтинг водителя отражается некорректно. Если страховщик отказывает в его пересмотре, то РСА предлагает использовать официальный сайт для восстановления КБМ. Если Союз автостраховщиков не сможет помочь, то у вас остается шанс добиться справедливости в Центробанке. В иных случаях можно обратиться в коммерческий сервис КБМка. Здесь за 530 руб. обещают вернуть рейтинг безаварийности.
Причины снижения КБМ
Для тех, кто не знает, поясним: КБМ (коэффициент бонус-малус) — рейтинг безаварийности водителя. Чем меньше число совершенных ДТП, тем ниже величина КБМ. Диапазон коэффициента от 0,50 до 2,45. Всего существует 15 классов водителя, и к каждому из них привязана своя величина рейтинга бонус-малус.
Класс водителя | КБМ | Количество выплат по ОСАГО страховой компанией в течение года | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
0 выплат | 1 выплата | 2 выплаты | 3 выплаты | 4 выплаты и более | ||
М | 2,45 | 0 | М | M | M | M |
0 | 2,4 | 1 | M | M | M | M |
1 | 1,55 | 2 | M | M | M | M |
2 | 1,4 | 3 | 1 | M | M | M |
3 | 1 | 4 | 1 | M | M | M |
4 | 0,95 | 5 | 2 | 1 | M | M |
5 | 0,9 | 6 | 3 | 1 | M | M |
6 | 0,85 | 7 | 4 | 2 | M | M |
7 | 0,8 | 8 | 4 | 2 | M | M |
8 | 0,75 | 9 | 5 | 2 | M | M |
9 | 0,7 | 10 | 5 | 2 | 1 | M |
10 | 0,65 | 11 | 6 | 3 | 1 | M |
11 | 0,6 | 12 | 6 | 3 | 1 | M |
12 | 0,55 | 13 | 6 | 3 | 1 | M |
13 | 0,5 | 13 | 7 | 3 | 1 | M |
Примеры расчета ОСАГО с минимальным и максимальным коэффициентом:
- 10 000 × 0,5 = 5000 руб.
- 10 000 × 2,45 = 24 500 руб.
Как видно из примеров, стоимость одного и того же полиса может отличаться в 5 раз. Поэтому водители считают КБМ одним из важнейших элементов при оформлении страховки. Как следствие, берегут его и следят за текущим значением. Но иногда система показывает совсем не те данные, которые мы хотели бы видеть. Например, было 0,5, а стало 1. То есть рейтинг обнулился. В такой ситуации рекомендуется незамедлительно выяснить причину сдвига. Как правило, это следствие:
- Замены водительского удостоверения.
- Технической ошибки.
- Смены фамилии.
Будет несправедливо покупать ОСАГО без скидки, в то время как на протяжении многих лет вам оформляли договор с дисконтом 50 %. В такой ситуации необходимо срочно заняться восстановлением КБМ. А затем требовать перерасчета и возврата излишне уплаченных денег.
Как восстановить правильное значение КБМ
Существует 3 способа, благодаря которым можно восстановить КБМ в базе РСА абсолютно бесплатно. Для этого вам необходимо обратиться с заявлением в следующие организации, в строгой последовательности:
- Страховая компания.
- Российский союз автостраховщиков.
- Центральный Банк Российской Федерации.
В заявлении следует просить исправить КБМ в базе РСА. После чего настаивать на перерасчете цены оформленного договора без скидки.
Обращение в страховую компанию
Первая инстанция — это ваша страховая компания, с которой у вас заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности. Только СК имеют право вносить изменения в АИС. Для восстановления КБМ в базе РСА посетите ближайшее отделение страховщика. Здесь вам помогут составить заявление в 2 экземплярах со следующим содержанием:
- ФИО.
- Адрес регистрации.
- Контактный телефон.
- Изложить суть: когда вы заметили применение некорректного водительского класса, и какой коэффициент бонус-малус был у вас прежде.
- Просьбой внести в АИС корректный КБМ, сделать перерасчет и вернуть излишне уплаченную сумму страховой премии.
К заявлению необходимо приложить копии:
- Полиса ОСАГО.
- Водительского удостоверения.
- Прежних договоров автострахования с корректным КБМ.
Если вы живете далеко, то в таком случае можете использовать для отправки документов через e-mail или Почту РФ. В последнем случае отправьте корреспонденцию заказным письмом с описью документов и уведомлением о вручении.
Обращение в РСА
Миссия РСА — защита прав автовладельцев и страховых компаний. По сути это надзорный орган, без федерального статуса. Работает в связке с Центробанком. Поэтому, если страховщик откажет в пересмотре КБМ, то жалуйтесь в Союз автостраховщиков. Жителям Москвы можно посетить головной офис по адресу: ул. Люсиновская, д. 27, строение 3. Для остальных граждан РФ работают представители Союза автостраховщиков в 7 федеральных округах (включая Крым).
Кроме личного визита, подать заявление в РСА на восстановление КБМ можно на официальном сайте или Почтой РФ. Но при одном из двух условий:
- Страховая компания разорилась.
- У вас на руках письменный отказ СК восстановить КБМ.
Чтобы использовать для обращения официальный сайт РСА, откройте в шапке раздел «Электронная приемная». Нажмите кнопку «Обратная связь». Заполните форму, прикрепите файлы с документами, пройдите капча-код и нажмите «Отправить».
Скачать жалобу в РСА по КБМ можно здесь «Заявление на восстановление КБМ»
Ждите ответа 3–5 дней. Возможно, специалист ассоциации попросит дослать недостающие документы на e-mail: request@autoins.ru. Рассмотрение заявления длится 30 дней. При отдельных обстоятельствах — до 60 дней. Если будет принято положительное решение, то РСА обяжет страховщика внести изменения в базу АИС. В случае отказа вы получите уведомление об отклонении заявки.
Обращение в Центробанк
Последняя инстанция, которая способна удовлетворить ваше ходатайство о возврате личного рейтинга безаварийности в прежнее значение — Банк России. Обратиться можно лично, через Интернет или с помощью Почты РФ. Для удаленной подачи заявления:
- Зайдите на официальный сайт Центробанка — cbr.ru.
- Кликните слева выпадающее меню.
- Найдите блок «Сервисы»
- Нажмите раздел «Интернет приемная».
- Откройте пункт «Отправить сообщение в электронном виде».
- Нажмите «Подать жалобу».
- Выберите «Страховые организации».
- Кликните «Неверное применение КБМ…»
- Заполните форму и следуйте инструкции сервиса.
Ожидайте ответа на электронную почту. В случае положительного решения ЦБ обяжет СК восстановить ваш КБМ до прежнего значения.
Какие документы потребуются
Для рассмотрения заявления вам необходимо приложить к нему копии:
- Полиса ОСАГО.
- Водительского удостоверения.
- Прежних договоров автострахования.
В отдельных случаях у вас могут дополнительно запросить копию гражданского паспорта и квитанции об оплате страховой премии.
Образец жалобы в РСА нового образца
Сроки рассмотрения жалобы
Период рассмотрения заявления на пересмотр рейтинга «бонус-малус» страховыми компаниями — 10 дней. Сроки восстановления КБМ через РСА или Банк России — 30 дней. В отдельных случаях на изучение материалов требуется больше времени. Поэтому полный период рассмотрения заявки может составить 60 дней, без учета почтового пробега.
Когда обращаться в суд
Если сроки нарушены, а ваше заявление оставлено без ответа, то подавайте исковое в Мировой суд как потребитель услуг, по Закону «О защите прав потребителей». Суд рассмотрит материалы дела и потребует у Центробанка вынести соответствующее решение по вашему заявлению.
Как вернуть переплату по КБМ
После пересмотра вашего рейтинга безаварийности и внесения его в базу РСА необходимо посетить страховую компанию. Агент сделает перерасчет и вернет деньги на банковский счет, указанный в заявлении. А вам выдадут новый чек на оплату страховой премии.
Онлайн-сервис по восстановлению КБМ
Среди автовладельцев очень популярен коммерческий онлайн-сервис КБМка. За 530 руб. специалисты компании помогают понизить КБМ до минимального значения 0,5. Для обращения следуйте инструкции:
- Откройте сайт kbmka.ru.
- Заполните ФИО, дату рождения, серию и номер ВУ. Нажмите «Проверить КБМ».
- После проверки появится предложение «Восстановить КБМ». Кликните по нему.
- Откроется раздел «Заполнить заявку».
- Подгрузите все полисы ОСАГО, оплатите выставленный счет и нажмите «Отправить».
Специалисты составят заявление в РСА на восстановление КБМ от вашего имени. Ожидайте результат в течение 1–3 дней. Максимум 7 дней. При положительном решении вам придет смс о снижении коэффициента бонус-малус. Если восстановить рейтинг не получится или он снизится совсем незначительно, то kbmka вернет вам полную сумму денег.
Вы заметили, что полис ОСАГО стал дорогим. Открыли базу РСА и увидели, что ваш КБМ увеличился. Не теряйтесь. Сразу пишите претензию в страховую компанию. При условии технической ошибки или после замены ВУ агент исправит информацию. В случае отказа обжалуйте решение СК в ассоциации РСА, а затем в Центробанке. Для тех, у кого нет времени на разбирательства, работает коммерческий сервис kbmka. Здесь восстановят ваш КБМ до минимального значения за 530 руб.